Музыкально-драматургическая насыщенность

20.10.2016

Чтобы выражать идею оперы и быть органически включенными в драматическое действие, горы в «Долине слез» должны обладать определенными образными качествами. Такие горы величественны, монументальны, имеют спокойные, плавные контуры. Человек дышит в этих горах легко и свободно. Ширь, простор ощутимы на их высотах. Художник же изобразил тесное ущелье в горах. Шири, простора нет, вместо плавности- обилие остроугольных контуров, вместо величия - неустойчивость (наклонные, нависающие скалы). В результате «гор свободы» в спектакле не оказалось. Горы получились в буквальном смысле «не из той оперы». Музыка гор звучит в оркестре сама по себе, а зрительный образ существует независимо от нее. Они не сливаются, утрачивается синтез искусств.
Музыкально-драматургическая насыщенность и выразительность - основной закон изобразительного искусства в музыкальном театре. Художника постигает неудача (в частностях или в целом) в тех случаях, когда его изобразительное решение существует независимо от музыки и идейно-драматургического смысла произведения. Оно может быть хорошо выполненным и красивым само по себе, но при этом непригодным именно для данного спектакля. И наоборот, любые подлинно художественные достижения в изобразительном оформлении всегда возникают на основе музыкальной драматургии произведения, являясь ее изобразительным претворением.